Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » 2021 » Февраль » 21 » 2021 год - год Быка (Коровы)
00:01
2021 год - год Быка (Коровы)

Камадхену

Камадхену (Санскр. kama — желание, dhenu — дойная корова) — божественная корова, исполняющая желания, также известная как Сурабхи («сладко пахнущая») (санскр. surabhi — прекрасно пахнущая, ароматная), одна из 14-ти драгоценностей, появившаяся в результате пахтанья Молочного Океана дэвами и асурами. Была подарена богами мудрецу Васиштхе.

Камадхену неоднократно пытались похитить. Однажды ашрам Васиштхи посетили восемь Васу (боги-прислужники Индры) со своими женами и одна жена уговорила своего мужа (бога неба Дьяуса) украсть корову. Заручившись помощью остальных Васу, он похитил корову, но был раскрыт. Разгневанный Васиштха наложил проклятие на Васу, согласно которому они должны были родиться в мире смертных. Семеро сообщников могли покинуть человеческий мир сразу после рождения, но организатор похищения был обязан прожить полную жизнь в теле человека.

В другой раз в ашраме Васиштхи гостил царь Вишвамитра. Васиштха оказал царю всяческое почтению и с помощью Камадхену устроил для него и всей свиты огромный пир. Впечатленный Вишвамитра пожелал Камадхену в собственность, но получил отказ. Ни обещания несметных богатств, ни угрозы не изменили решения Васиштхи. Тогда царь собрал огромное войско и попытался силой отбить чудесную корову. Но Камадхену создала армию защитников, которая уничтожила воинов Вишвамитры (это отдельная интересная история с которой началось становление Вишвамитры как риши и брахмана).

Когда Камадхену была у риши Джамадагни, ее теленка (дочь Нандини) похитил царь Картавирья, а сам риши был убит сыном царя. Когда про это узнал сын Джамадагни Парашурама (шестая дашаватара Вишну), он настиг царя и убил его в бою. Гнев Парашурамы за совершенное святотатство был настолько велик, что он уничтожил также всех кшатриев в мире.

Рассказы про Камадхену заканчиваются ее переселением в рай Индры — Сваргу. Согласно мифу в теле коровы содержится весь мир, включая землю, моря, горы, а также всех мудрецов и богов. На голове коровы находятся царь богов Индра и бог смерти Яма, бог солнца Сурья и бог луны Чандра, Шива, Сканда и Ганеша; на теле коровы — Вишну, Лакшми, Кубера, Варуна, Агни, мудрецы-риши, Брахма, Сарасвати, божества планет. В хвосте коровы изображена змея, олицетворяющая всех нагов — обитателей подземного мира.

В образе Камадхену отразилось почитание коровы как матери-кормилицы, характерное для индоиранской пастушеской эпохи, когда корова была главным источником пищи и благосостояния.

До сих пор существуют ритуалы почитания Камадхену для получения какой-либо милости от богов. Просящий при этом символически приносит в дар корову, держа ее за хвост и произнося молитвенные формулы.

В храмах Вишну нередко изображается как корова с женской головой, тремя хвостами и в сопровождении сосущего ее теленка.

Не только корова, но и бык считается священным животным в Индии. Самый преданный слуга, помощник и друг Шивы — бык Нанди. Он почитается индуистами наряду с пантеоном основных богов. Ему преподносят дары, ему молятся, ему возводят памятники и храмы по всей Индии.

В зверином пантеоне Индии корова занимает главное место

Забой коров и употребление говядины в индуизме является табу, из-за которого возник фразеологизм «священная корова» — тот, кто обладает правовым иммунитетом.

В индуизме Корова почитается в индуизме как священное животное. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как благостное животное. Так же как и мать Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования. Так как корова даёт молоко и питательные молочные продукты, которые служат одним из важных элементов вегетарианского питания, индуисты почитают её как материнскую фигуру. Бык, в свою очередь, выступает как символ строгости.

Исторически корова всегда отождествлялась с варной брахманов, или священников, и убийство коровы рассматривалось как такое же тяжкое преступление, как убийство брахмана. Во времена правления династии Гупта в середине I тысячелетия н. э., убийство коровы каралось смертной казнью. В настоящее время в таких странах, как Индия и Непал, где индуизм исповедует большинство населения, корова находится под защитой государства и пользуется огромным уважением. Защита коров и отказ от употребления говядины в пищу традиционно является неотъемлемой частью индуизма.

Корова в индуизме также ассоциируется с разными дэвами и формами Бога, в частности, с Шивой, который ездит на быке Нанди, с Индрой, который тесно связан с коровой Камадхену, исполняющей желания, и с Кришной, который провёл своё детство как пастушок коров и телят во Вриндаване.

На санскрите для обозначения коровы обычно используется слово го, родственное английскому cow и латинскому bos. Оба термина, как и русское говядина, происходят от праиндоевропейской основы *gwous. Крупный рогатый скот на санскрите называется словом пашу, от праиндоевропейского *peu-. В санскрите также есть слова "дхену" для коровы и "укс" для быка.

Молочных коров также называют агхнья «та, которую нельзя убивать». Согласно определённому толкованию терминологии, используемой в отношении коровы, можно сделать вывод о том, что исторически корова находилась под защитой.

Традиция почитания коров и запрета на их убийство уходит своими корнями в ведийскую религию. В «Дхармасутрах» Васиштха, Гаутама и Апастамбха запрещают употребление в пищу мяса коров, а в «Баудхаяне» определяются различные виды наказания за их убийство (причём убийство быков карается более строго). Запрет на убийство молочных коров упоминается в «Ригведе», «Махабхарате» и «Ману-смрити».

В ведийской религии имели место ритуалы жертвоприношения коров. В жертву, однако, приносились только старые и немощные животные, которые таким образом получали возможность обрести новое тело в цикле сансары. Позднее ритуальные брахманические жертвоприношения коров были запрещены. Считается, что в эпоху Кали-югу (настоящую эпоху, согласно индуистскому временному циклу) не существует квалифицированных брахманов, способных надлежащим образом проводить жертвоприношения подобного рода.

В ведийской религии и в более поздний период корову почитали возможно и потому, что население индийского субконтинента, большую часть которого составляли пастухи и земледельцы, исторически зависело от молока и молочных продуктов и использовало коровий навоз как удобрение и топливо. Повсеместно в современной Индии люди используют коровий навоз для самых разных целей. Дым горящего навоза отгоняет комаров и других насекомых, а пепел сгоревшего навоза используется как удобрение в сельском хозяйстве. По этим и другим причинам корова в индуизме почитается как материнская фигура «гау-мата».

Индуизм, или санатана-дхарма, основывается на понятии вездесущности Бога, на том, что изначальная и истинная природа всех живых существ (включая животных птиц, насекомых и растения) духовна и вечна. Таким образом, убийство любого живого существа является грехом, так как прерывает естественный цикл перевоплощений, и живое существо из-за постигшей его насильственной смерти обречено заново родиться в той же самой форме жизни. Исторически даже Кришна — самая почитаемая аватара — почитал и защищал коров.

Элемент почитания коров присутствует во всех основных священных писаниях индуизма, где описывается, что коровье молоко помогает пробудить в человеке саттвические качества. Коровье гхи (топлёное масло) повсеместно используется при проведении религиозных ритуалов и в обряде приготовления пищи (прасада). Коровий помёт применяется как удобрение в сельском хозяйстве. Принято считать, что он обладает большой очистительной силой и поэтому его также используют для очищения жилища, обмазывая им стены. Дым от коровьего помёта является сильным дезинфицирующим средством. Коровья моча широко применяется в религиозных ритуалах и в медицинских целях. Панчагавья — элемент, обладающий наибольшей очистительной силой, — состоит из пяти продуктов, получаемых от коровы: молока, йогурта, гхи, коровьей мочи и помёта. Запрет употребления в пищу коровьего мяса рассматривался как первый шаг к полному вегетарианству.

В Ведах и Пуранах Коровам отводится значительная роль в «Ригведе», где в нескольких гимнах упоминаются 10 тыс. коров. В «Ригведе» 7.95.2., а также в 8.21.18 говорится, что в регионе Сарасвати разливали молоко и гхи, из чего можно сделать вывод, что там разводили коров. В «Ригведе» коровы часто выступают как олицетворение богатства, а также сравниваются с богинями рек, например в 3.33.1.

В Пуранах описывается, как от богини земли Притхви в форме коровы различные дэвы получали благоприятные субстанции, служившие на благо людей. В Пуранах корова объявляется матерью всей цивилизации, а молоко — одним из основных продуктов питания для людей. Подарок в виде коровы описывается как самый лучший дар, который только можно преподнести.

Почитание коров сыграло большую роль в Восстании сипаев против Британской Ост-Индской компании. Появившаяся незадолго перед этим винтовка Энфилда с капсюльным замком снабжалась патронами, сделанными из пропитанной салом бумаги. Во время зарядки патрон надлежало скусывать, в то время как в индуизме запрещено питаться мясом коров, а в исламе свинья — нечистое животное. Хотя подразделения сипаев специально комплектовались по смешанному признаку, это не помешало сговору мусульман и индусов. Как оказалось позднее, пули пропитывались растительным маслом.

В конце XIX века в Северной Индии появилось движение, которое выступало в защиту коров, за объединение всех индусов и проведение границы между индусами и мусульманами путём введения запрета на убийство коров. Это смешение политических и религиозных целей привело к периодическим антимусульманским восстаниям и сыграло заметную роль в разделе Индии 1947 года.

Махатма Ганди также почитал коров. Он говорил: «Я поклоняюсь им, и я буду защищать поклонение им, даже если против меня выступит весь мир». «Одним из основных элементов индуизма является защита коров». Как и все индуисты, Ганди почитал корову как свою собственную мать, называя её «матерью миллионов индийского человечества». Он говорил: «Когда умирает наша мать, это означает, что нужно заплатить за похороны и за кремацию. Мать-корова одинаково полезна как в живом, так и в мёртвом виде, когда мы можем использовать каждую часть её тела — её мясо, кости, рога и шкуру. Но я говорю это не для того, чтобы люди использовали её, а для того, чтобы показать, насколько велика её любовь к нам».

На сегодняшний день в таких странах, как Индия и Непал, где индуисты составляют большинство населения, коровье молоко и молочные продукты продолжают играть ключевую роль в религиозных обрядах. Повсеместно коровам оказывается величайшее уважение — им разрешается свободно бродить даже по самым занятым улицам больших городов, таких как Дели. Во многих местах в Индии считается очень благоприятным знаком дать что-нибудь поесть корове перед завтраком. Во многих штатах в Индии существует запрет на убийство коров, за убийство или ранение коровы можно попасть в тюрьму.

Исторически из-за запрета на поедание коров в индийском обществе возникла система, в которой только парии употребляли в пищу мясо убитых коров и использовали их шкуры в кожевенном производстве.

Убийство коров ограничивается во всех штатах Индии, за исключением Западной Бенгалии и Кералы, где не существует каких-либо ограничений. Коровы методически вывозятся на убой в эти регионы, несмотря на то, что перевозить коров через границы штатов запрещено индийскими законами. В больших городах, однако, работают много частных скотобоен. По данным на 2004 год, в Индии существовало примерно 3600 легальных скотобоен, а количество нелегальных оценивалось в 30 000. Все попытки закрыть нелегальные скотобойни были безуспешными.

В то же время существует движение «защитников коров» (гау-ракшак). В то время как официальная ассоциация защитников коров в основном противодействует жестокому обращению с животными, существуют также самозваные религиозно-экстремистские группы «защитников коров», которые под предлогом их защиты преследуют и иногда убивают иноверцев.

в Индии коровы свободно передвигаются по улицам. При этом коровы могут мешать движению транспорта, но ни водители, ни местные жители даже не думают их отгонять. Ответ на загадку на самом деле прост. Корова — это невероятно почитаемое в Индии животное. Корова в Индии символизирует материнство и бескорыстное жертвование, что тесно переплетается между собой. Под жертвованием индийцы понимают, прежде всего, молоко, а также изготавливаемые из него продукты. Кстати, подобным почетом и уважением коровы пользуются и в других древних религиях. 

Вегетарианство — это индийский стиль жизни. А основа вегетарианства — это молоко и молочные продукты, в производстве которых и участвует корова. И хотя традиции вегетарианства соблюдаются далеко не везде в Индии, все-таки большинство индусов свято соблюдает традиции своих предков. 

Еще на самой заре возникновения буддизма и индуизма их обряды требовали проявления уважения к корове. А за убийство коровы предусматривались различные наказания, вплоть до смертной казни. Не являются исключением в данном вопросе и знаменитые законы Ману, которые ревностно охраняют жизнь и здоровье этих животных. 

Разумеется, сегодня за гибель коровы человека не лишат жизни, но схлопотать серьезные неприятности в виде нескольких ударов палкой вполне возможно. Поэтому индийцы коров не обижают. 

Более того, согласно индийским преданиям, перед приемом пищи обязательно следует чем-нибудь угостить священное животное, если таковое есть рядом. Поэтому жизнь индийских буренок можно считать вполне вольготной

В 2015 году мусульманина линчевали из-за убийства коровы. Массовые беспорядки усмиряла полиция и армия.

Интересный факт: «корова» переводится на санскрит как «го», а «мертвый» как «videh». Получается, «говядина» в буквальном смысле слова означает «мертвая корова». 

Аюрведа рассматривает священных коров, как источник самых саттвичных (благостных) продуктов: молока, кефира, йогурта, кисломолочных продуктов, масла гхи и других. В умеренных количествах они очень полезны для людей, которые живут в жарком климате. Даже если на минутку отбросить в сторону религиозные правила, то несложно понять, что в Азии мясо кушать опасно — в жаре уже за несколько часов оно может превратиться в смертельный яд.

Дары священных коров — молоко, кефир и масло гхи — используют для подношений. На большие праздники индусы приносят в храм молочные продукты и предлагают их богам. Это своего рода аналог жертвоприношения, ведь он не подразумевает убийства. Более того, такое подношение помогает накормить больных и нищих после церемоний.

Масло гхи используется и в религиозных ритуалах, и в кулинарии, и в аюрведических процедурах
Принято поливать Шивалингам молоком, оставлять небольшую чашечку с молоком на алтаре, класть продукты рядом со статуями богов — освященная пища превращается в прасад. Роль священных животных в этих ритуалах невозможно переоценить.

Священные коровы служат в Индии в некотором смысле «пылесосами» улиц. У жителей этой страны, к сожалению, есть дурная привычка бросать мусор себе под ноги. Урн, за исключением нескольких больших городов, нет. В те времена, когда пищевой промышленности в производственных масштабах еще не существовало, а продукты питания не расфасовывали в пластик, металл и стекло, объедки выкидывали прямо на дорогу, где их с удовольствием уминали бездомные священные животные.

Относительная чистота сохранялась. Коровы и теперь чистят улицы, поедая корки и кожуру фруктов и овощей, остатки приготовленной еды и даже… картон. Тем самым помогая индийцам в переработке мусора. Но искусственные материалы коровам не подходят, они так и остаются разлагаться под ногами на долгие годы.
Они могут стоять посреди проезжей части очень долго. Из-за этого случаются пробки.

Не считая молочных продуктов, коровы дают навоз, который используется, как топливо и стройматериалы. Индийцы сушат коровьи лепешки и продают их на рынках. Такое «горючее» быстро разгорается, хорошо горит, оно дешевое и экологичное. Коровий помет используют в смесях саманных блоков для постройки прочных стен домов. Коровью мочу тоже утилизируют: согласно Аюрведе, она является незаменимым оздоравливающим средством. В некоторые фармацевтические препараты добавляют коровью мочу.

Священные писания Индии в противовес новомодным теориям о вреде молока рекомендуют пить молоко каждый день. В традиции индусов — пить подслащенное горячее молоко со специями по утрам и вечерам. Жизнеописания святых говорят о том, что многие отшельники и аскеты употребляли в пищу только молоко, поскольку аюрведа утверждает, что молоко содержит все необходимые для здоровой жизни элементы. При этом оно очищает наш разум и способствует нашему духовному развитию.

Индию называют страной коров. Однако современная ситуация такова, что найти в Индии хорошее коровье молоко очень трудно. Пакетное молоко в магазинах — это в основном смесь буйволиного молока с молоком коровы и еще непонятными добавками. Индусы используют его лишь для того, чтобы добавить в чай. И любовь к чаю, привитая англичанами, сегодня так сильна, что многие местные жители просто отказываются от молока. Те же, кто хотят его пить, ищут молочника, который доставляет им молоко от своих коров. 

Но ручаться за хорошее качество этого молока тоже не приходится — зачастую его также разбавляют. Да и коровы, которых отпускают ходить по улицам и есть все подряд, вряд ли могут дать молоко, полезное для здоровья.


 

Категория: Вокруг света | Просмотров: 2116 | Добавил: Ами | Теги: Камадхену, бык, Корова, индуизм, Нанди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar