Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » 2016 » Сентябрь » 17 » Семь чудес света
17:33
Семь чудес света

Чудо Первое. Египетские пирамиды 
 

 Древние греки придумали формулу "семь чудес света", руководствуясь магией числа "семь", пределами своего  маленького античного мира и устойчивыми традициями. С тех пор мы находимся под властью античного авторитета, а всякое новое чудо называем "восьмым".

Первое чудо света, и единственное из семи, сохранившееся до наших дней - египетские пирамиды, гигантские усыпальницы фараонов.

Эти самые знаменитые каменные сооружения на Земле были возведены около 5 тыс. лет назад. но время не властно над ними.

Лучше всего сохранились пирамиды в Гизе: пирамиды Хуфу (в греческой транскрипции Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин).

Великая пирамида Хеопса (2551 - 2528 гг. до н.э.) поражает даже видавших виды современных людей.

Это грандиозное сооружение называется "Горизонт Хуфу" или "Небосклон Хуфу"- царство света на границах мира. И сама она напоминает застывший  в камне на века солнечный луч. Когда пирамида была облицована известняком, ее грани отражали лучи солнца и озаряли окрестности. Четыре стороны пирамиды точно ориентированы  по сторонам света, а проходящий через нее меридиан пересекает максимум суши и минимум моря.

Только в 1889г . пирамида перестала быть самым высоким сооружением в мире, уступив место Эйфелевой башне.

137-метровая громадина (пока ее вершина не разрушилась, она достигала 147 м.) сложена из 2 300 000 тщательно обработанных каменных блоков, каждый весом более 2 тонн. С помощью клиньев и кувалд их вырубали в каменоломнях на другом берегу Нила, обрабатывали, перетаскивали папирусными канатами и переправляли по реке. Техника возведения пирамиды во многом остается загадкой, как, собственно, и личность Хеопса. Полагают, что он был сведущ в науках, интересовался священной историей Египта и числом тайных покоев бога писцов Тота. Фараон желал в любой момент воспользоваться готовой гробницей, и поэтому внутри нее находятся три камеры, соответствующие трем стадиям строительства, и соединенные коридорами и шахтами; первые две камеры остались незаконченными.

В третьей - усыпальница царя - находился саркофаг, но его еще в Средние века вынесли кладоискатели. Сейчас она открыта для посетителей, в другие вход запрещен. Будь пирамида полой, в ней поместились бы пусковая установка для космических ракет или Собор Петра. Площадь пирамиды 5,4 га: на ней можно уместить дворцы всех правящих ныне королей или тысячу трехкомнатных квартир. Из каменных блоков, пошедших на ее сооружение, можно было бы построить город для 100 тысяч жителей. Вес пирамиды - 7 млн. тонн - превышает тоннаж всего военного флота США.

Современные ученые установили, что сначала на строительстве было занято 9500- 12800 человек. Потом, когда высота ее достигла 100 м, 2000 - 2600 чел. А на последней, завершающей стадии - всего 35- 40 человек. Получается, что в работах по сооружению пирамиды участвовало 8300 - 10600 строителей в течении 26 лет. Если принять во внимание, что население Египта составляло примерно 1,5 млн чел., получается, что в этом грандиозном строительстве был задействован всего 1% населения. Видимо ее возводили все 26 лет царствования Хеопса.

Чудо второе. Висячие сады Семирамиды 

 Вторым чудом света называли висячие сады легендарной царицы Семирамиды - благоуханный оазис, что цвел под палящим солнцем древнего Вавилона 26 веков тому назад.

Сады оказались недолговечны и исчезли вместе с городом-гигантом, построенным из непрочных глиняных кирпичей, но память о них сохранилась на века. Это удивительное сооружение создал Навуходоносор, правивший в VI в. до н. э., для любимой жены , мидийской царевны. Она привыкла к зеленым лесам и горам своей родины и тосковала в знойном пыльном Вавилоне. Навуходоносор доказал, что любовь может совершать настоящие чудеса6 он подарил супруге чудестные сады, напоминавшие ей о ее родной земле. Над их созданием трудились лучшие математики и зодчие, ремесленники и садоводы.

Сады располагались на четырехъярусной башне, ярусы соединялись широкими лестницами, поддерживаемыми 25-метровыми колоннами. Террасы выложили каменными плитами, слоем камыша, все залили асфальтом и покрыли свинцовыми листами, чтобы вода не просачивалась вниз. Поверх этого насыпали толстый слой земли с плодородным илом и посадили пальмы и другие любимые растения царицы. Воздух освежали фонтаны и каскады ручьев, сбегавших сверху. Садовый ансамбль, состоявший из 14 сводчатых залов, разделенных коридором, производил волшебное впечатление: казалось, будто громадная изумрудная цветущая пирамида, орошаемая фонтанами, висела в воздухе.

Была ли в них счастлива мидийская царевна?

Известно только, что звали ее не Семирамидой: это древние греки приписали строительство садов ассирийской царицеШаммурамат (в греческой транскрипции Сенмирамида), умершей задолго до времени правления Навуходоносора. Известно также, что среди зелени и благоухающих цветов в вавилонских садах скончался великий полководец Александр Македонский.

Чудо Третье. Храм Артемиды Эфесской 
 

Третье чудо света - Артемисион, святилище Артемиды Эфесской, был главной достопримечательностью греческого богатого города Эфеса в Малой Азии, покровительницей которого считалась Артемида.

Храм, сооруженный к 450 г. до н.э., простоял меньше 100 лет. Архитектор Херсифрон из Кноса построил храм из белого мрамора по редкому тогда принципу ионического диптера, окружив его двумя рядами  мраморных колонн. Его воздвижение было сплошной инженерной головоломкой, но легенды говорят, что в трудных случаях на помощь приходила сама богиня. Херсофрон поставил храм на болоте у реки, чтоб мягкая болотистая почва берегла его от землетрясений. А чтоб тяжелый мраморный колос не погрузился в нее, вырыли глубокий котлован и заполнили его смесью древесного угля и шерсти. Эта многометровая подушка обеспечила долговечность храму, только не этому, а другому.

Храм сжег тщеславный сумасшедший Герострат, желая увековечить свое имя вечной славой, пусть и дурной. Заново храм отстраивал архитектор Хейрократ, который будто бы планировал Александрию, образцовый город элинского мира.

Новый храм был больше прежнего: 110 м. длиной и 55 м. шириной. Его окружали 127 колонн, стоявших в два ряда, каждая высотой 20 м. Некоторые из них были резными - барельефы на них выполнил скульптор Скопас. Знаменитый афинский скульптор Пракситель сделал рельефы для алтаря, известные художники дарили храму свои лучшие картины. Вот этот - то второй храм и признан чудом света, хотя, может у первого имелось больше оснований для этого.

Следы храма в 1869 г. обнаружил английский архитектор Вуд, а его фундамент вскрыли лишь в ХХ веке.Греческую богиню, владычицу охоты, обычно изображали в облике юной девушки. В Эфесе же ее культ соединился с  культом восточной Богини-Матери, дарующей плодородие, и Артемиду стали изображать как мать-кормилицу со множеством сосцов.

Чудо Четвертое. Мавзолей в Галикарнасе 

 Мавзолей в Галикарнасе построили для карийского царя Мавсола, умершего в 353 г. до н.э.

Точнее гробницу-храм начал сооружать сам Мавсол еще при жизни, чтобы после смерти ему воздавали божественные почести. Царь пригласил лучших архитекторов - Пифея и Сатира и самых знаменитых скульпторов - Леохара, Скопаса, Бриаксида и Тимофея. Они возвели мавзолей в виде огромного почти квадратного здания площадью примерно 5000 кв. м. и высотой около 20 м. Первый этаж был усыпальницей Мавсола. По верху этажа шел фриз - борьба эллинов с амазонками, выполненный великим Скопасом.

Во втором этаже, окруженным колоннами, хранили жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида с мраморной кадригой на вершине в ней возвышались огромные статуи Мавсола и его жены Артемисии. Возможно, однако, квадрига была пуста: в греческом мире существовал обычай ставить пустые колесницы на погребальных  сооружениях. Как дело обстояло в действительности - неизвестно, поскольку мавзолей разрушили рыцари-крестоносцы в XV веке.

Артемисия умерла, так и не дождавшись окончания строительства.

Новый правитель Галикарнаса, сын Мавсола и Артемисии, продолжил работы и возвел мраморную 24-ступенчатую пирамиду, увенчавшую гробницу. Подножие гробницы окружали мраморные статуи скачущих всадников и огромных львов. В мраморном зале первого этажа покоились саркофаги царя и царицы. Полностью же усыпальницу закончили только при внуке Мавсола.

В мавзолее впервые в греческом искусстве оказались объединены все три ордера: нижний этаж поддерживали 15 дорических колонн; внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. Но всеже сооружение знаменовало собой закат греческого классического искусства: в нем отражалось влияние восточной архитектуры. Тем не менее мавзолей в Галикарнасе получился столь великим, что древние римляне стали называть мавзолеями самые величественные надгробные сооружения, а от них слово "мавзолей" попало в современные языки.

Чудо Пятое. Колосс Родосский 

Колосс Родосский - это гигантская статуя бога солнца Гелиоса на острове Родос у берегов Малой Азии; к концу IV века до н.э. Родос считался одним из самых богатых государств Древней Греции.

Родосцы поставили статую бога солнца Гелиоса в память о победе, одержанной ими  над армией Деметрия Полиоркета, сына правителя Передней Азии и Сирии, одного из наследников  державы Александра Македонского. Покидая остров, Деметрий бросил осадную машину гелеполу, которую пытался безуспешно применить при осаде Родоса. Купцы продали машину, последнее слово тогдашней техники, и на вырученные деньги возвели бронзовую статую Гельоса, покровителя острова.

Статую изготовил Харес, ученик великого Лисиппа. Он трудился 12 лет и превзошел своего учителя. Статуя поразила бы и нас, привычных к разным чудесам: колосс был в три раза выше Медного всадника в Петербурге. Гелиос в образе высокого стройного юноши стоял в гавани на берегу залива. Его фигура была слегка наклонена назад, в левой руке он держал покрывало, ниспадающее до земли, а правую приложил ко лбу, словно вглядываясь вдаль. Эта поза поза не соответствует канону, но делать статую с простертой рукой мастер не мог: колосс не устоял бы, да и рука могла отвалиться под собственной тяжестью.

Вероятно, сначала Харес изготовил глиняную модель, а потом сотни искусных ремесленников, кузнецов, литейщиков, каменщиков, плотников, чеканщиков в мастерских изготовляли его многократно увеличенную копию. На это потребовалось около 13 тонн бронзы и 7, 8 тонн железа. Основой 36-метровой статуи послужили три массивных каменных столба, скрепленные железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах колосса и его покрывале.

Статую Гелиоса воздвигли на искусственном холме, облицованным белым мрамором, и мореплаватели еще издали видели сверкающего на солнце бронзового гиганта. Он простоял около 60 лет, а в 220 г. до н.э. рухнул при землетрясении, и восстановить его не удалось. В память о нем в нашем языке осталось выражение "колосс на глиняных ногах".

Чудо Шестое. Александрийский маяк 

Александрийский маяк был сооружен  в Александрии, городе в дельте Нила, основанном в 332 г. до н.э. Александром Македонским.

Александорийская гавань, самая оживленная в древнем мире, была неудобна для мореходов: Нил ежегодно наносил массу ила, и на мелководье множество камней и отмелей угрожало кораблям. Для удобства мореплавателей  и решили построить маяк на острове Фарос около Александрии. От названия этого острова, кстати, и происходит слово "фары".

Архитектор Сострат Книдский возвел маяк в виде трехэтажной башни высотой 120 м., сложенной из крупных известняковых плит. Строительство заняло 5 лет. Стороны квадратного первого этажа были ориентированы по сторонам света. Он поддерживал 40-метровую башню, восемь граней которой были обращены к направлениям главных ветров. Третий этаж, фонарь, имел круглую форму. Все сооружение венчал купол с семиметровой  бронзовой статуей бога морей Посейдона. Купол опирался на восемь полированных гранитных колонн. Здесь, наверху, вечно горел огонь маяка - громадный костер, отраженный сложной системой полированных металлических зеркал.

Предполагают, что мореплаватели видели его свет за 50 - 60 км. Дрова для костра доставляли наверх по винтовой лестнице, такой пологой и широкой, что по ней спокойно проезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк являлся и неприступной крепостью: здесь свободно разместился бы целый гарнизон, а в подземной части хранилась большая цистерна с питьевой водой. Служил он и удобным наблюдательным пунктом: с маяка при помощи системы зеркал можно было разглядеть неприятельские корабли задолго до того, как они становились видны с берега. Древний мир не знал подобных сооружений.

Об Александрийском маяке рассказывали чудеса: будто бы  одна бронзовая статуя на башне указывает на солнце, пока оно двигалось по небу, другая - на море, когда на горизонте появлялся  вражеский флот, третья отбивала часы днем и ночью. Были статуи с механизмами, служившими флюгерами и другими хитрыми приспособлениями.

Маяк разрушило землетрясение в XIV в., а его остатки встроили в средневековую турецкую крепость, существующую и поныне.

 

Чудо Седьмое. Статуя Зевса Олимпийского 


 Статуя Зевса находилась в местечке Олимпия, в Южной Греции, где, согласно мифам, Зевс победил отца, всемогущзего Крона, пожиравшего своих детей из боязни, что они лишат его власти, когда вырастут.

В дубовой роще  Олимпии находился храм Зевса с его статуей, выполненной знаменитым Фидием. Ее скрывал великолепный пурпурный занавес, который днем опускали, а ночью поднимали. В греческих храмах окон не было, и огромная статуя Зевса плохо освещалась. Фидий выстлал  пол перед ней темным элевсинским мрамором, вырубил в камне прямоугольник для бассейна и налил туда состав с оливковым маслом, предохраняющим статую от сырости. Поверхность жидкости в темном бассейне отражала свет, озарявший голову Зевса и его мощный торс. Тем, кто не знал о хитроумном изобретении Фидия, казалось, что сам  Зевс излучает божественный свет.

ГоловуЗевса украшал венец из масличных  ветвей, верхняя часть его торса была обнажена, а нижняя закутана в роскошный плащ. В одной руке он держал статуэтку богини победы Ники, а в другой - жезл, увенчанный изображением священного орла. Фидий изваял Зевсав хрисоэлефантинной технике: статуя была сделана из дерева; одежду, венец и ленты повязки на голове Зевса покрывали золотые листья, а туловище и голову - пластинки слоновой кости. Скульптор расчитал все изгибы поверхности и п одогнал костяные и золотые пластинки так, чтобы швы не были заметны. Кость имела теплый желто-розовый цвет, и Зевс казался живым.

Фидий изобразил бога таким,  как его описал Гомер в "Илиаде", показывая мощь божества, одним движением бровей сотрясающего Олимп.

По легенде, завершив свой огромный труд, Фидий подошел к статуе и спросил: "Ты доволен?". В ответ раздался  удар грома, и по черному мраморному полу прошла трещина. Зевс остался доволен.

В V в., примерно через тысячу лет после того, как статуя была изваяна, византийские императоры перевезли ее в Константинополь. Хотя они и были христианами, у них не поднялась рука уничтожить статую великого языческого олимпийца. Но во время пожара во дворце императора Феодосия II статуя погибла.

Категория: Вокруг света | Просмотров: 54 | Добавил: Ами | Теги: Александрийский маяк, Мавсол, пирамиды, путешествия, интересное, чудеса света, Статуя Зевса, сады Семирамиды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar